Умничка Елена Сергевна

- о Прикладной Математике

Нашу эпоху принято называть эпохой научно-технической революции. Мы настолько привыкли к этому сочетанию слов, что почти не  задумываемся над их смыслом
   
Меньше всего в таких случаях могут помочь строгие и точные определения. Когда речь идет о широко известных, часто употребляемых  понятиях, точные словесные формулировки, поясняющие их смысл, часто тавтологичны или излишни. Возьмем,   например, определение  слова «стол» в толковом словаре русского языка: «предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на вертикальных опорах,  ножках». Вряд ли оно может уточнить или обогатить представление о «столе» у человека, который изо дня в день пользуется «широкой  доской» для разнообразных надобностей. И вообще, содержание понятия, как правило, шире и богаче его сжатого словесного  определения. Оно формируется не определением, а всем опытом общественной жизни и практической деятельности людей, всей системой  ассоциаций, образов, даже эмоций, связанных с данным понятием. Коротко можно эту систему назвать «ассоциативной базой» понятия
   
То же самое на наших глазах произошло с понятием «космос» — оно вышло из туманных философских глубин и обросло конкретными,  земными ассоциациями
   
Человечество приобрело огромные возможности и стало перед лицом огромных опасностей. Старый как мир, испытанный метод «проб и  ошибок» в наши дни непригоден — слишком мало времени остается для «проб» и слишком катастрофическими могут оказаться  «ошибки». Планируются и проводятся огромные мероприятия, превышающие по своим масштабам, стоимости и возможным  последствиям все что когда-либо проводилось ранее. Разумное управление этими мероприятиями жизненно необходимо с точки зрения  интересов и дальнейшей судьбы как отдельной страны, так и человечества в целом. Сегодня меньше, чем когда либо, допустимы произвольные, так называемые «волевые решения. Конечно,  головотяпы, неразумные и недобросовестные люди существовали и прежде (сам термин «головотяпы восходит к Салтыкову-Щедрину),  но разница в масштабе и вредоносности. Головотяп прошлого просто вреден, головотяп эпохи НТР страшен.  Ответственные решения  должны приниматься не интуитивно, а на основе предварительных прикидок, математических расчетов. И не случайно именно в наше  время отмечается бурный рост математических методов во всех областях практики. Вместо того чтобы «пробовать и ошибаться» на  реальных объектах, люди предпочитают делать это на математических моделях. Построение таких моделей их анализ и вывод  рекомендаций — одна из важнейших задач прикладной математики
   
Многие оспаривают даже право на существование самого термина «прикладная математика», считая, что какой-то раздел математики,  будучи применен к решению практической задачи, остается самим собой и не переходит из «чистой» в «прикладную». Доля правды в  этом рассуждении есть. Разумеется, специальной дисциплины «прикладная математика» не существует. Зато, безусловно, существуют  прикладные математики — люди, занимающиеся приложением математических методов к решению задач, возникших не в недрах самой  математики, а в реальной жизни
   
Сегодняшние техника, организация, планирование немыслимы без математики.  Когда-то математика была эталоном отвлеченности,  абстрактности. Сформировался и литературный тип сухаря математика, которому нет дела до происходящего на этой грешной земле.  Вспомним хотя бы «Гимн ученому» Маяковского:
   
Сегодня, как известно, функция «извлечения квадратного корня» с человека снята: вычислительные машины «ежесекундно» выполняют  миллионы арифметических операций. Тем не менее, психология «извлекателей корня» еще не отмерла окончательно. То и дело  раздаются голоса утверждающие, будто главная задача обучения математике в школе и вузе — это научить людей логически мыслить
   
И дело его чести — не уходить от этих требований в пучину абстракций, а по мере сил удовлетворять их
   
Сплошь и рядом — отказаться от полной математической строгости, применить не до конца обоснованные, но оправдавшие себя на  практике приемы. Для прикладной математики характерны не четко определенные, а «размытые» понятия, категории не чисто  качественного, но и не чисто количественного характера; проверка теории с помощью численного расчета, так называемого «машинного  эксперимента»
   
К такой тотальной профанации математических святынь привело, по-видимому, расширение области действия математики, спектра ее  применений. В наше время она наступает на всех фронтах, вторгается во все области знаний. Помимо традиционных областей ее  приложений — физики, механики, техники, потребителями математических мето-дов становятся практически все науки: экономика,  социо-логия, психология, лингвистика, биология, криминалистика, медицина. Труднее назвать науку, которая до сих пор еще не  пользовалась математикой (если такая и есть, то в ближайшем будущем ее, вероятно, постигнет общая участь). Повсюду строятся и  анализируются математические модели, применяются математические методы обработки и планирования эксперимента. Математика  начинает заниматься такими вопросами, которые от века изучались лишь на гуманитарном уровне: конфликтные ситуации,  иерархические отношения в коллективах, дружба, согласие, авторитет, общественное мнение. Появляются такие экзотические науки,  как «искусствометрия», «футурология», «информатика» и др. Одним словом, математика со своим аппаратом, своей терминологией и  методологией проникает повсюду
   
Традиционные черты так называемых гуманитарных наук другие. Для них характерны вербальный (словесный) способ построения  исследования, широкое применение аналогий, убедительных рассуждений, пользование «размытыми» понятиями, точное содержание  которых не определяется, полемика, научный спор, апелляция к чувству, к воображению
   
Эта позиция ложная и вредная. Насильственная математизация чего бы то ни было никогда пользы не приносила; она происходит  естественно, когда в ней возникает потребность, обусловленная развитием самой науки. К тому же — это особенно важно! — происходит  не одностороннее, а взаимное проникновение двух групп наук. Математика не только проникает в ранее чуждые для нее области,  «завоевывает» их — она при этом и сама трансформируется, становится менее формальной, менее ригористичной, меняет свои  методологические черты, приближаясь к наукам гуманитарным
   
Особенно настоятельной становится необходимость построения математических моделей общественных явлений в нашу эпоху НТР,  когда (как мы уже указывали выше) в разряд важнейших становится задача управления обширными человеко-машинными системами
   
Правило «семь раз примерь—один отрежь» нигде так не справедливо, как в области крупномасштабных, ответственных решений. Для  предварительной «примерки» таких решений, для оценки их разумности и эффективности, неоценимым средством оказываются  математические модели позволяющие заменить (хотя бы отчасти) трудоемкий, дорогостоящий и небезопасный натурный эксперимент  «математическим экспериментированием» на моделях
   
Какие  же черты отличают современную, «рабочую» прикладную математику от традиционной, «классической»? Новая методология,  новый набор приемов, новая структура исследования. В самом деле, как строилось «классическое» исследование с применением  математических методов? Схема такова: берется четкая постановка задачи, формулируются допущения, а затем поставленная задача  решается при помощи безукоризненно точных формальных математических преобразований. Споры, если они возникают, касаются  лишь верности произведенных выкладок (если они неверны, работа со смехом отвергается) либо того самый ли удачный из  математических методов выбрал автор. Произвол, неизбежный при постановке задачи (поскольку он целиком уложился в строго  сформулированные условия), допускается только один раз и остается за пределами обсуждения
   
Интонация рассуждений, грубо говоря, такова: пусть нам кто-то («посторонний дядя») назначил уровень доверия. Откуда он его взял —  не наше дело; наше дело — ответить на вопрос: противоречит ли при заданном уровне доверия такая-то гипотеза опытным данным?  Другой пример. Решается задача оптимального управления. Какой-то параметр выбирается в качестве показателя эффективности  (целевой функции), а далее уже совершенно строгими методами ищется тот вариант управления, который обращает целевую функцию в  максимум (минимум). Откуда и кем назначен именно этот вид функции? А это не наше дело. Назначен — и баста
   
Для современной прикладной математики типично другое: личная уния ставящего задачу и решающего ее. Современный прикладной  математик (или группа таковых), занятый решением практической проблемы, непременно должен участвовать не только в решении, но и  в постановке задач
   
Внимательное отношение к нуждам практики, готовность вникнуть в подробности реальной ситуации, разобраться в них отличают  подлинного прикладного математика. В каком виде получает он задачу от практика, нуждающегося в его помощи? В виде словесного,  чаще всего нечеткого описания. Пусть, например, к математику обращается инженер, работающий на завозе. На производстве возникают  заминки, «узкие места». Эти «узкие места» желательно ликвидировать (отбросим нетипичный, но довольно частый случай, когда  практику надо попросту защитить диссертацию). Как распорядиться наличными ресурсами,  за какую «веревочку» потянуть? Практик  обращается к математику с какими-то смутными, неопределенными жалобами на положение вещей и в этот момент похож на больного,  который сам не знает, что с ним. И это естественно: неужели же мы будем требовать от больного, чтобы он приходил к врачу с уже  готовым диагнозом? А вот чистые математики классической школы часто требуют у практиков уже готовой, четкой постановки задачи.  Мое, мол, дело не ставить задачи, а решать уже поставленные. Глубоко порочная позиция! Прикладной математик для того и  прикладной, чтобы уметь не только решать кем-то уже поставленные задачи, но и самостоятельно ставить их. В прикладных областях  правильно поставить задачу — значит более чем наполовину ее решить (остальное более или менее вопрос техники — преобразований  или вычислений). Настоящий прикладной математик должен уметь распознать в реальной ситуации главное, уметь отделить его от  побочного, второстепенного; уметь вычленить из живого тела ситуации ее математический скелет; уметь разузнать у практика, что,  собственно, ему нужно, иногда растолковать это самому практику. Поддерживая с ним постоянную, оперативную связь, построить  математическую модель, руководить расчетами по ней, лично участвовать в анализе полученных данных, в выдаче рекомендаций.  Одним словом, работать, засучив рукава, забыв о своей «сословной гордости». Человек, не готовый к тому, чтобы вникать в существо и  подробности реальных процессов, не может и не должен заниматься прикладной математикой. Здесь можно вспомнить старинную  ирландскую поговорку: «Если у тебя череп, как яичная скорлупа, то не езди на ярмарку в Дублин»
   
А как быть, если не удается получить решение, обладающее должной устойчивостью? Это может означать, что вопрос еще не созрел для  научного решения или же что имеющаяся информация недостаточна для его постановки
   
Заметим, что на семинарах и конференциях по прикладным математическим задачам участники почти не спорят о методах решения;  споры возникают почти исключительно вокруг постановок задач и нередко приводят к сближению точек зрения
   
Математические методы оптимизации при всем их совершенстве и изощренности мало чем могут помочь в такой ситуации. До сих пор в  математике полноценной теории компромисса не существует. Пока что практически единственной инстанцией, способной быстро и  успешно вырабатывать  компромиссное решение, является человеческий разум, так называемый здравый смысл. Человек до сей поры —  непревзойденный мастер компромисса, и без его участия решение в многокритериальной задаче (не оптимальное, может быть, ни по  одному критерию, но приемлемое по их совокупности) пока что выбрано быть не может
   
Такое математическое моделирование ситуации часто может заменить недостающий человеку опыт (когда речь идет о ситуациях новых,  неизученных, о мероприятиях опыта проведения которых нет). Кроме того, возможна «передача опыта» от человека (или коллектива),  искусного в  выборе решений, машине, автомату, постепенно вырабатывающему формализованный алгоритм выбора решения (так  называемые адаптивные или обучаемые алгоритмы)
   
Обратим внимание еще на одно обстоятельство. В традиционной математике после того как задача поставлена и допущения  сформулированы, решение ищется всегда на максимально доступном уровне точности. Для современной прикладной математики,  напротив, характерно требование равнопрочности всех элементов исследования. Точность аппарата должна соответствовать точности, с  которой нам могут быть известны исходные данные. Если для выполнения расчетов по данной модели необходимо знание параметров и  функций, которые в обозримом будущем получены быть не могут, надо отказаться от этой модели и заменить ее другой, пусть менее  точной, но опирающейся на доступную информацию
   
Как правило, в условиях конфликтной ситуации разумное поведение состоит в том, чтобы выйти за пределы известных противнику  стратегий, а не смешивать их в хитроумно найденных пропорциях. Уж не здесь ли причина того, что игровые модели, за которые  вначале с азартом ухватились многие, оказались сравнительно бедны реальными приложениями? Другой пример: известная задача  математической статистики о построении доверительного интервала при малом числе опытов. Для этого разработан довольно тонкий  аппарат, основанный на допущении, что нам известен закон распределения признака в генеральной совокупности (нормальный). И опять  возникает вопрос: а откуда, собственно это известно? И с какой, точностью? И какова, наконец практическая ценность самого  «продукта» — доверительного интервала? Мало опытов —значит мало информации и дело наше плохо. А будет ли при этом  доверительный интервал немного больше или меньше, не так уж важно (тем более что и доверительная вероятность  назначена  произвольно). И все же зачастую этой проблеме уделяется незаслуженно большое внимание. Здесь налицо явное несоответствие между  грубостью постановки задачи, малой ценностью выводов и тонкостью аппарата. Вообще, злоупотребление формальной стороной теории  вероятностей в ущерб здравому смыслу — беда многих прикладных работ, где математический аппарат — не средство, а цель
   
 Применение теории вероятностей в ситуациях, где налицо статистическая устойчивость и имеется нужная информация, вполне  оправданно и может давать хорошие результаты. Не так обстоит дело в ситуациях, где вообще никакой информацией о неизвестных  факторах мы не располагаем
 
Такими задачами (выбором решения в условиях полной неопределенности) занимается теория статистических решений. Полностью  отрицать пользу этой теории нельзя кое-какие прикидки она позволяет сделать, но не нужно переоценивать ее возможности. Там, где нет  информации решение получается неизбежно плохое, и лучше не корпеть над его обоснованием, а попытаться получить нужную  информацию в доступном объеме
   
Но так бывает далеко не всегда. Математический аппарат имеет некое гипнотическое свойство, и исследователи часто склонны  безоговорочно верить своим расчетам, и тем больше верить, чем «кудрявее» примененный аппарат, чем больше времени (своего и  машинного) потрачено и чем больше бумаги исписано
   
Взять хотя бы АСУ (автоматизированные системы управления), о которых сейчас так много говорится. Эти слова и связанные с ними  понятия уже срослись в один устойчивый блок, над которым стоит большой знак «плюс» (как скажем, в свое время над блоком  «кибернетика» стоял крупный «минус», впоследствии лихорадочно замененный «плюсом»). Слов нет, есть примеры разумного  применения АСУ но часто они применяются формально, непродуманно, бесплодно. В порывах необузданного энтузиазма АСУ чуть ли не  обожествляются: в них видят какую-то панацею от всех бед — от бесхозяйственности, непредусмотрительности простой глупости.  Считается, что введение в процесс управления вычислительной машины само по себе уже великое благо (современная «техническая  благодать», заменившая устарелую «благодать божию»). Причем главное внимание в блоке «АСУ» обращается на первую букву «А»  (автоматизация)
   
А остальное? Остальное приложится. Была бы машина! «Тогда пойдет уж музыка не та, у нас запляшут лес и горы!» Ну и что же?  Машина есть, программисты работают, рулоны бумаги текут, а лес и горы не пляшут! Надо прямо смотреть в глаза фактам и признать,  что применение математических методов не полезно, а вредно до тех пор, пока явление не освоено на доматематическом гуманитарном  уровне. Вредно тем, что отвлекает внимание от главного к второстепенному, что создает почву для очковтирательства. Жадное  внимание, уделяемое первой букве в блоке «АСУ», — плод неразумия и поспешности; ведь само по себе «А» никому не нужно; если оно  нужно, то только для «У». А многие думают, что главное в проблеме управления — сбор и обработка информации. А так как  информации много, то копить и обрабатывать ее должна машина
   
«Сбор и обработка информации» — еще один блок с большим знаком «плюс». А так ли уж это бесспорно? Всякую ли информацию стоит  собирать, обрабатывать, хранить? Конечно, нет. Человеческое сознание не в силах охватить и осмыслить сразу большой массив  информации; ее надо отпрепарировать, отделить важное от неважного, нужное от ненужного, а нужное представить в наиболее  выразительной, легко усвояемой форме. И это тоже задача прикладной математики, находящаяся на этот раз на грани психологии,  социологии
   
Само по себе отсутствие четкого определения — еще не большая беда, и своего рода «тоска по определениям», нередко звучащая в  научных исследованиях, — не более чем дань уважения классической математике с ее дедуктивным построением, где каждое понятие  либо четко определяется через другие, либо вводится аксиоматически (без определения). Для наук гуманитарных и смежных с ними (а  такой как мы уже говорили, является прикладная математика) характерно пользование нечеткими, размытыми понятиями каждое из  которых вводится не одним-единственным четким определением, а скорей серией «разговоров по поводу» освещающих объект с разных  точек зрения. Так вот, говоря о «больших системах», можно предложить еще одно (не единственное и не окончательное!) определение:  «большая система» это такая, в которой полная информация обо всех ее звеньях в управляющем центре не только не нужна но и вредна
   
Отметим еще одно важное обстоятельство. Имея дело с большой системой, нельзя забывать, что в ее состав обычно входят люди и их  коллективы. При исследовании таких систем нужно учитывать специфику эксперимента с людьми
 
Здесь наблюдается нечто вроде «принципа неопределенности» Гейзенберга, когда само по себе наличие эксперимента неизбежно влияет  на ход явления. Такого же рода особенности сопровождают и все возможные эксперименты с людьми и людскими коллективами: здесь в  принципе нельзя поставить «чистый» эксперимент, ибо сам по себе факт постановки опыта уже влияет на изучаемый процесс, а отсюда  возможность необъективных выводов. Примерами могут служить хотя бы опыты с новыми методами обучения (программированное  обучение, применение технических средств и т. п.). Покуда это все является забавным новшеством привлекающим любопытство  учащихся, эффект налицо но как только это становится рутиной, эффект пропадает
 
Другой пример — социологическое тестирование, где редко удается правильно выбрать «типичную группу» и провести опрос так, чтобы  не повлиять на состояние объекта
 
Люди, привыкшие к методологии точных наук, зачастую некритически переносят выработанные там приемы постановки и обработки  эксперимента на опыты с людьми уделяя, в частности, большое внимание «корректному» применению аппарата математической  статистики. На самом же деле здесь важен не аппарат (он может быть элементарно простым), а важно здравое и трезвое обсуждение (на  хорошем гуманитарном уровне) самой методики эксперимента, а также беспристрастное и осторожное осмысление результатов. В  стороне от этих проблем тоже не должен оставаться математик — участник исследования. В ряде случаев социологический опыт полезно  провести не один раз, а несколько, меняя методику его постановки и обработки и следя за «устойчивостью» выводов
 
Современная прикладная математика — наука особого рода, стоящая на грани между точными, гуманитарными и опытными науками,  смело применяющая приемы, выработанные в каждой из этих групп наук, если они оказываются эффективными. Только такой она и  может быть, если ее задача — не созерцание отвлеченностей, а активное вмешательство в жизнь.